Как говорил известный сатирик
Аркадий Райкин: "а улучшать можно до бесконечности".
Самый распространённый дефект,
с которым мне приходилось сталкиваться и если судить по конференциям,
не только мне, это плохая сборка УСМ. Но и с этим пистолет может долго
служить верой и правдой, и к тому же дефект легко устранить, даже при
минимальных слесарных навыках.
Если пистолет, предполагается использовать против бумажных мишеней и
пивных банок, после покупки его достаточно смазать и он готов к эксплуатации.
Но если в ассортименте будут вороны, некоторые доработки всё-таки требуется
сделать.
После смазки пистолета первым делом выбирается зазор между ствольной
прокладкой и клипом. Проще всего это сделать при помощи нитки, намотав
её в выборку на стволе перед казёнником. При сборке кожух ствола через
намотку дошлёт ствол немного дальше, и тот соответственно выдавит прокладку.
Сильно прижимать прокладку к барабану не следует, чтобы не затруднить
его вращение. Поджатие прокладки частично решает проблему с утечкой
газа в зазор, т.е. способствует пусть небольшому, но все же приросту
скорости пульки.
На этом можно и останавиться. Пистолет в данном виде более года использовался
против ворон и проявил себя великолепно. Главная трудность, при виде
вороны заставить себя стрелять не в ворону вообще, а в её голову. Пульки
использовались разные, но наиболее эффективно работали Гамо Хантер.
И всё бы ничего, но как говориться- дурная голова ногам покоя не даёт,
в данном случае рукам. Поэтому едем дальше.
В МР-651к, как и в большинстве СО пистолетов применяется трёхдырочный
клапан. В таких клапанах существует утечка газа при выстреле в зазор
между отверстием для штока клапана и штоком, величина этой утечки примерно
1-2% от общего давления. Не обошла эта участь и МР-651к. Конечно, утечку
можно уменьшить путём увеличения толщины штока, но я этого не делал.
А вот зазор между корпусом пистолета и корпусом клапана убрал. Утечка
там может достигать 5-6 %.
При установке клапана я использовал автомобильный силиконовый "герметик-прокладку",
изготовленный в Казани. Технология нанесения проста. На боковую поверхность
корпуса клапана, естественно уже извлечённого из пистолета, очень и
очень тонким слоем наносится герметик. Затем клапан вставляется на место,
излишки герметика при этом выдавливаются, образуя аккуратный буртик,
который дополнительно способствует герметизации. После устанавливаем
на место штифт и вставляем баллончик, можно пустой. Примерно через час
система готова к эксплуатации. Если перед процедурой помыть руки и хотя
бы протереть сопрягающиеся поверхности, то можно получить надежную герметизацию
и хорошую фиксацию клапана. Применение герметика позволяет оставить
за собой возможность при необходимости разобрать узел. И совсем неплохо
перед процедурой убедиться , что при установленном баллончике выходное
отверстие клапана совпадает с переходным отверстием в корпусе пистолета.
Извлечение штифта. Самый простой и эффективный метод это выколотка из
хвостовика сверла, диаметром чуть меньше диаметра штифта и небольшой
молоток. Выбивать штифт желательно всегда с одной стороны, вставлять
естественно с противоположной и также желательно не менять концы штифта
местами.
Для усиления боя под боевую пружину был поставлен кусок винта М6 с цилиндрической
шляпкой.Таким образом,
можно поджать боевую пружину и тем самым увеличить время открытия клапана.
Но здесь подход чисто индивидуальный. У знакомого пистолет бил сильнее
моего и без этого довеска. А вот ослаблением пружины клапана, что я
делал по добрым советам взятым из статей на сайтах, можно заниматься
только по глупости и не подумав (собственный опыт, к сожалению). Дело
в том, что в снаряжённом пистолете основное усилие прижатия клапана
к седлу создаёт давление газа, а пружина служит только на подхвате.
При манипуляциях с пружинами следует помнить, что это самое давление
газа здорово меняется с температурой.
Далее следует обратить внимание на прицельную планку. Она, как правило,
имеет небольшой боковой люфт. Чтобы его убрать на ось планки была поставлена
шайба подходящей толщины, с другого конца планки корпус прицела был
зачищен от краски и
нанёсено несколько капель эпоксидки. После высыхания излишки смолы были
запилены, так чтобы планка не имела бокового люфта, но свободно двигалась
по вертикали.
По поводу подогрева баллончика. Этой зимой пришлось отказаться от электроподогрева,
так как импортные батареи стали сдавать на морозе. Пришлось вернуться
к каталитической грелке. Очень неплохо зарекомендовала себя и маленькая
солевая грелка, купленная в аптеке.
Вернёмся к УСМ. На снимке вы видите УСМ моего пистолета, настрел около
17000 выстрелов, и УСМ пистолета знакомого, настрел менее 500 выстрелов.
Затир на рычаге-толкателе барабана его пистолета говорит о некачественной
сборке УСМ. Некачественно собранный механизм можно выявить, с большой
долей вероятности, прямо в магазине. Для этого надо снять клип, и нажимая
на курок,
сверху посмотреть, как выходит в прорезь толкатель барабана. Толкатель
должен прижиматься к внутренней стенке прорези, если он выходит посередине
прорези или у внешней стенки, то лучше взять другой экземпляр.
Особенностью МР-651 является очень маленький объём клапана, что-то около
0.5 кубика, а как я уже писал(стр.1), газа на выстрел уходит 1.5-2 кубика.
Недостающее количество газа система получает уже во время выстрела,
из баллончика через иглу, которая в силу своего малого сечения является
естественным препятствием на пути газа. Но рассматривать иглу как ограничитель
можно только в пределах одного выстрела, время которого или время открытия
клапана порядка 1-2 мс. Интервал между выстрелами даже в п/п "Дрозд"
100 мс, так что скорострельной стрельбе игла не мешает.
Для увеличения объёма клапана в конструкцию была введена дополнительная
камера, т.е. возрос запас газа за иглой, тем самым скорость пульки удалось
несколько увеличить и хотя расчётная величина достигнута не была, но
и расход газа по предварительным оценкам также не увеличился.
МР-651к прямо из магазина выдает не менее 110 м/с (нормальный экземпляр
в нормальных руках) полуграммовой пулькой при комнатной температуре,
с боезапасом 45-55 выстрелов. Применение допкамеры в совокупности с
более сильной боевой пружиной позволит полнее реализовать потенциал
15 см ствола и обеспечит прибавку скорости 20-25%. Но, боезапас конечно
уменьшится, выстрелов до 30-35.
Дополнительная камера представляет вставку в клапан, на картинке вы
видите два варианта. Упрощённый, он даёт удвоение объёма и более крупный,
сделанный на перспективу применения полноразмерного винтовочного ствола
в варианте "-07".
На фотографии хорошо видна герметизация резьбовых соединений в системе
ФУМ лентой и боевая установка баллончика с отпуском прижимного винта.
Для читателей ещё раз хочу отметить что ФУМ лента, применяется для герметизации
только резьбовых соединений в клапане.
То, что бой с дополнительной камерой стал сильнее это однозначно. Но
точных данных пока нет, т.к. с измерителем скорости, незадолго до этих
событий, произошла пренеприятнейшая история. Следуя по пути технического
прогресса, я отказался от громоздкого и неоперативного измерителя с
механическими датчиками (хотя и весьма точного) и перешёл к использованию
мобильной электронной системы с датчиком на оптических элементах. Первопроходцем
в этом начинании стал новый МР-651КС, с уже рассверленным клапаном.
Полученные результаты, около 150м/с для "хантера" и более
170м/с для ВВ меня озадачили, т.к. говорили о явном очковтирательстве.
Снятые прямо с датчика осциллограммы, подтвердили точность работы электроники.
После анализа ситуации я пришел к следующему. Датчик выполнен в виде
трубки, для измерения он одевается на ствол как насадка. Первая оптопара
расположена у дульного среза и срабатывает на пульку, но срабатывание
второй вызывает довольно плотное облако СО2, которое в широкой трубке
датчика просто обгоняет пульку. Естественно, были приняты меры к разгону
облаков, для этого датчик был отодвинут от ствола на 10-15 см, итогом
стал результат 120/140 м/с соответственно, что более правдоподобно.
Но отодвинутый от ствола датчик, в конце концов, сам оказался мишенью.
После некоторых колебаний я восстановил датчик измерителя скорости,
правда, вместо оптических пар теперь применяю очень тонкие медные жилки.
Не очень удобно, после каждого выстрела приходиться ставить новые, но
зато система работает надёжно, не взирая на туман, дым и копоть.
Пистолет
с камерой бОльшего размера. Расход газа не увеличился. Резко изменился
звук выстрела, он стал заметно тише. Вместо протяжного буханья, звук
выстрела стал похожим на щелчок-отсечку, раньше похожий звук был, при
стрельбе в очень жаркую погоду. Пулькой "Про магнум" пистолет
пробивает 4-х мм трёхслойную фанеру на дистанции 12 метров. "Пробег"
данного экземпляра 1500 выстрелов, обратите внимание, что на толкателе
барабана и у этого экземпляра никаких затиров.
А сейчас про сетчатый фильтр.
С сетчатым фильтром, значит такая история. Примерно после года эксплуатации
МР-651к я разобрал клапан, чтобы сделать замеры для изготовления допкамеры.
При этом было обнаружено небольшое отверстие в фильтре, сначала я хотел
фильтр заменить, но передумал и вернул на место. Когда спустя полтора
года я, наконец получил с производства , то что хотел, при установке
допкамеры было обнаружено, что от фильтра остался только ободок, сеточка
бесследно исчезла. Таким образом, я полтора года эксплуатировал пистолет
без фильтра, причём весьма интенсивно, а он ни разу об этом и не чирикнул.
Выводы делайте сами. Ободок я естественно выкинул. А новая камера была
изготовлена исходя из того, что фильтр и втулка под пружину ставится
не будут.
Итак прошло ещё два года.
Наработка МР-651к составляет около 30 тысяч выстрелов и судя по состоянию
деталей и узлов пистолет вечный. УСМ имеет тот же вид, что и на фото
выше. Регулярно меняются только резиновые изделия. Было расверлено переходное
отверстие до 3,8 мм и выходное в клапане. Так как пистолет надёжно бил
ворон и с минимальными доработками, с целью уменьшения расхода газа
была немного ослаблена боевая пружина.
Апгрейд - модернизация исправного
изделия с целью улучшения его ТТХ.
Ремонт - работы по устранению
конструктивных и производственных дефектов, для этого надо купить бракованный
пистолет.
Хочу отменить, что конструктивных
дефектов в МР - 651 нет , как бы это кому не хотелось. Универсальная,
отлично спроектированная и сбалансированная машина.
апрель 2005